You are viewing sovmodernism

Previous Entry | Next Entry



Интересуясь архитектурой я стал постепенно переоценивать то, что видел раньше и лучше ориентироваться в эстетическом качестве тех или иных зданий. Так я решил написать целый пост о луганском железнодорожном вокзале. Его здание и атмосфера всегда привлекали и раньше но сейчас особенно. Когда оказывается, что в твоем совсем нестоличном городе есть вокзал который по своей архитектуре сравним с современными всемирно известными зданиями.


В полукилометре от существующего тогда скромного железнодорожного вокзала в 1973 году началось строительство этого грандиозного и единственного в своем роде для нашего города здания. До завершения строительства прошло семь лет. Здание вокзала представляет собой единый комплекс в объеме которого рационально сгрупировано и сосредоточено все, что необходимо для работы вокзала и обслуживания пассажиров. Интересной особенностью является двухуровневая привокзальная площадь. Верхняя - эстакада. Благодаря ей за несколько мгновений можно оказаться в центре города. Еще на эстакаде, как было запланировано при строительстве, должно было осуществляться движение троллейбусов и автобусов. А на нижнем уровне предполагалось движение трамвая. Но эти планы не были осуществлены. Тем не менее насколько мне известно в новом генплане Луганска до 2025 года предусмотрено подведение нормального городского транспорта к вокзалу. А пока что здесь хаотично трутся маршрутки.

1.
Вокзальный комплекс имеет уникальный, запоминающийся облик. Перекрытый арками объем пассажирского зала из стекла и бетона соединен с 12-этажной гостиницей переходным блоком.
_DSC0256

2.


3.


4.
Организация внутреннего пространства нетипична и интересна. На первый взгляд кажется что здесь два этажа. Хотя на самом деле поднимаясь с первого мы оказываемся на третьем этаже где расположены кассы. А второй этаж спрятан так чтобы не пересекаться с потоком людей ведь там находятся только служебные помещения.


5.
До недавнего времени на вокзале были автоматически открывающиеся двери. Что для вокзала особенно важно ведь сюда обычно приходят с сумками. Сейчас их почему-то заменили на обычные распашные. Люди теперь испытывают неудобства. Ведь открывать двери вручную и с багажом неудобно.


6.
Переход соединяющий вокзал и гостиницу. В нем находятся пригородные кассы и ресторан. Также он ведет к выходам на платформы. Кстати гостиница тоже выполнена в европейском стиле тех времен. Правда сервис остался советским.


7.
Надземный переход из вокзала к платформам. В начале нулевых здесь установили стильные табло, такие какими они должны быть.


8.
Также переход соединяет вокзал с противоположной улицей Кирова.


9.
Здание выполнено в форме гиперболического цилиндра.


10.
И декорировано штампованным анодированными алюминиевыми листами.


Нетипичная форма и использование металлических панелей для оформления и натолкнуло меня на мысль о схожести ЖД вокзала с некоторыми всемирно известными зданиями. Во-первых применение метала в оформлении фасада достаточно широко используемый прием. Обычно для этого используют сталь или титан. Эти металлы навсегда сохранят свой первозданный вид в отличии от алюминия который использован на нашем вокзале. Не трудно заметить, что со временем он немного поменял цвет и местами деформировался. Во-вторых здание не имеет простую форму параллелепипеда. Таким образом вокзал выглядит оригинально и нетрадиционно (особенно в контексте местной архитектуры). Однако в Европе таких примеров более чем достаточно. Там архитекторам легче воплощать свои идеи какими бы сложными они не казались. Как с физической так и с геометрической точки зрения.

11.
Для наглядности несколько примеров из Европы и США.
Барьер на Темзе защищающий Лондон от наводнений. Был построен в 1982 году. Здесь применены стальные листы.


Музей Гугенхайма в Бильбао. Для оформления его фасада был использован титан. На строительство здания явно не экономили. А архитектором этого гениального строения является Фрэнк Гери. Обладатель Притцкеровской премии (аналог Нобелевской премии в сфере архитектуры). Музей построили в 1997 году.


Музей музыки и научной фантастики в Сиэтле был построен в 2000 году. Здесь использованы стальные панели.


Концертный зал им. Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Имеет очень сложную форму. Так вокзалы конечно никто не строит. Однако в этих зданиях я нахожу схожесть в концепции архитектуры.


Денверский музей искусств. Построен в 2006 году. Для декорирования его фасада также применена сталь.


Может эти примеры покажутся грубыми. Однако я их привел для того, чтобы показать как в мире подходят к строительству при использовании схожих материалов. Кроме этого вышеперечисленные строения (кроме барьера на Темзе) построены в наше время. В то время как луганский вокзал построен больше тридцати лет назад. А в то время технологии и в большей степени идеи еще не были готовы к строительству таких сложных по форме сооружений.

12.


13.
Кассовый зал. Как можно заметить здание просторное и светлое; освещается естественным светом благодаря витражам торцевых частей арочного объема. Залы ожидания занимают больше квадратного километра, а все помещения вокзала вместе с привокзальной площадью - более шести квадратных километров.


14.
Вид с спрятанного второго этажа на первый. Внутри вокзала - колонны и отдельные части внутренних стен облицованы мрамором, для отделки цоколя и ряда лестниц применен гранит.


15.
Только с помощью этой лестницы можно убедится, что вокзал трехэтажный. Я открыл ее для себя не так давно, еще когда учился в институте. По ней можно спустится из кассового зала. И предназначена она для того чтобы попасть на второй этаж где находятся административно-служебные помещения. Слева виден кусочек одно из кабинетов, справа небольшая площадка с которой сделана предыдущая фотография. Отсюда же можно попасть в ресторан который находится в соединяющем вокзал и гостиницу блоке.


Вообще вокзал также примечателен тем, что нахождение в нем превращается в приключение. Что характерно для настоящей архитектуры. В детстве я всегда любил сюда приходить. Здесь нескучно находится. Так как становится интересно исследовать что, где и как расположено; какими маршрутами можно перемещаться по зданию. И даже сейчас когда билет можно купить в интернете я принципиально иду за ним на вокзал.

16.
Луганский железнодорожный вокзал всегда считался одним из лучших на Донецкой железной дороге. Хотя очевидно, что с точки зрения архитектуры на Донецкой железной дороге он точно лучший. Но многих побывавших здесь вокзал впечатляет настолько, что его впоследствии считают одним из лучших в Украине.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
Anton Bondarenko
Jun. 30th, 2013 06:33 pm (UTC)
Все ничего, но…
Все интересно и хорошо написано, но можно расположить текст не по центру, а то очень тяжело воспринимать.

Edited at 2013-06-30 06:33 pm (UTC)
gimli_777
Jul. 1st, 2013 05:25 am (UTC)
Чум. Бессмысленный и беспощадный. Это вам не конструктивизм. Это гиперболическое у...ще с нерационально использованной большей частью пространства, со сходящимися под острым углом перекрытиями с потолком, с 3 этажами, когда при такой высоте можно 5 сделать.
ked_pled
Jul. 1st, 2013 06:25 am (UTC)
можно было вообще полностью застроить этот объем, что за жлобская логика?
gimli_777
Jul. 7th, 2013 06:44 am (UTC)
Никакого жлобства. Банальный рационализм. За это люблю конструктивизм - там в основном все по делу. Да даже сталинский ампир пафосный лучше этого.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

Совмод
sovmodernism
Советский модернизм

Latest Month

April 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
Powered by LiveJournal.com